КАК УСТАНАВЛИВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ КОНТАКТ?
Когда мы говорим о коммуникации с собеседником и нам вместе нужно прийти к каким-либо договоренностям, эффективные коммуникаторы используют универсальную двухстороннюю модель эффективной коммуникации, следуя которой можно добиться того, чтобы общение было эффективным и Вы достигли проставленных целей. При этом есть четкая последовательность этапов и успех эффективности в коммуникации зависит от того, насколько успешно Вы проходите каждый этап, продвигаясь к договоренностям, которые устраивают обе стороны. Этапы следующие:
- Формулирование цели общения
- Установление контакта
- Выяснение позиции и ситуации собеседника
- Предъявление собственной позиции. Обмен мнениями.
- Поиск и принятие решений
- Анализ достигнутых договоренностей
В данной статье мы обсудим этап «Установление контакта», который является очень важным, так как от того, как Вы установите контакт зависит дальнейшее общение.
Цели этапа:
- Создать доверительную , позитивную атмосферу
- Расположить собеседника к себе
- Сформулировать и получить одобрение возможных целей общения
На этапе подготовки к общению, для того, чтобы лучше установить контакт, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Кто мой собеседник?
- В каком он состоянии?
- Как я настраиваю собеседника на общение с собой?
Ваша задача:
- Создавать и поддерживать обстановку доброжелательности и доверия
- В случае необходимости уменьшить степень волнения и напряжения собеседника
Что помогает установлению и поддержанию контакта с собеседником?
- Зрительный контакт: Это мостик между Вами и собеседником. Именно через зрительный контакт можно понять, насколько Вас заинтересованно и внимательно слушают. При это время от времени зрительный контакт нужно прерывать, потому что если постоянно смотреть на собеседника, это может восприниматься как агрессия.
- «Малый разговор» (техника «ГУД»)
- Благодарность и комплименты
(искренние добрые слова в адрес собеседника) - Сокращение социальной дистанции (например, при входе в кабинет не стоит начинать говорить от дверей, лучше подойти к столу)
- Активное обращение к собеседнику по имени в ходе разговора
- Улыбка, демонстрация доброжелательности
- Рукопожатие или наклон головы (необходимо помнить, что первым руку подает старший или женщина)
- Соблюдение баланса (по скорости речи, громкости речи, эмоциональности и жестикуляции, мимике, «языку» — понятная собеседнику терминология)
- Подчеркивание общности во взглядах и интересах.
«Я также заинтересован в решении этой задачи».
«Давайте вместе разберемся в ситуации».
ТЕХНИКА «ГУД» как эффективная техника малого разговора.
В этой технике, показывается, то о чем нужно говорить с собеседником, чтобы установить контакт:
Г – то, что вызывает «Гордость». Это результат – дипломы, сертификаты, благодарственные письма, фотографии детей на столе, кубки и т.д.
У – то, что вызывает «Удовольствие». Это процесс – хобби, увлечения, как провели отпуск, выходные дни и т.д.
Д – то, что вызывает «Доверие». Это то, что априори вызывает доверие – тема семьи, животных, детей, семейных ценностей, а также общие друзья, знакомые, рекомендации.