Администрирование и лидерство в работе руководителя

Администрирование и лидерство в работе руководителя

Откуда вообще пошло понятие менеджмент? Есть очень интересная история о том, что в древние времена, в один прекрасный момент, человеку нужно было сдвинуть один большой камень на определенное место. Он понял, что в одиночку ему это будет сделать слишком трудно. Он нашел еще несколько людей и с их помощью этот камень был сдвинут, но на самом деле, это не было простое суммирование физической силы, потому что их нужно было грамотно расставить, не дать камню укатиться, нужно было сделать так, чтобы другим людям почему-то захотелось это сделать. Есть правда и другая история, что менеджмент возник тогда, когда одна обезьяна взяла в руки палку и заставила других работать. 

Так вот есть очень много различных определений, что такое менеджмент. В нашем понимании, менеджмент – это, прежде всего, создание условий для достижения результата и эффективности в работе в соответствии с поставленными целями через объединение усилий других людей. И в этом мы видим, прежде всего, назначение работы менеджера.

Когда мы говорим, что менеджер создает условия через объединение усилий других людей, мы должны понимать, что он действует через два разных канала:

  • Первый канал – это, по сути, некий информационный канал. Менеджер работает с помощью инструкций, регламентов, распоряжений и т.п., с помощью таких опосредованных видов взаимодействия. В этом смысле, менеджер общается не лично с конкретными людьми, а с некими структурными единицами, по сути, регламентируя их работу.
  • Есть второй канал, через который, собственно, и доносится менеджмент до  людей – то есть непосредственное взаимодействие с работниками, это воздействие на людей через непосредственное общение с ними.

Мы называем первый канал – администрирование, второй – лидерство.

При этом  занимаясь либо по каналу администрирование, либо по каналу лидерство, либо и по тому и другому каналам – менеджер осуществляет пять основных функций, которые представляют пресловутый менеджерский цикл – планирование, организация, мотивация, контроль и развитие человеческого ресурса, точнее четыре из них составляют менеджерский цикл, а пятая представляет собой дополнительную функцию. Другими словами менеджер должен понимать какова задача, дальше он должен под эту задачу организовать людей и ресурсы, он должен этих людей замотивировать и дальше контролировать на входе, в процессе работы и на выходе, контролируя отклонения от выполнения задачи. При этом, почему развитие человеческого ресурса – тоже важная функция менеджмента? Потому что в какой-то момент можно понять, что исполнители не достаточно компетентны для выполнения задачи, и тогда требуется работа по их развитию.

Кроме того, чтобы осуществлять менеджмент, руководителю нужен некий фундамент – фундамент из власти, и мы понимаем, что для осуществления администрирования нужна та часть власти, которая называется формальная, а для осуществления лидерства нужна неформальная власть.

Власть — это основание для менеджмента:

  • Формальная власть (полномочия) — авторитет должности
  • Неформальная власть (личные качества) — авторитет личности 

Формальная власть – на самом деле ограниченная власть и только ей руководствоваться нельзя. Кроме того, формальная власть для осуществления лидерства совершенно не подходит, а поскольку нужно делать и то и другое (администрирование и лидерство), то есть нужно воздействовать на людей административно и через непосредственное общение с ними, то в любом случае нужна и неформальная власть. Ее синонимы – лидерство и авторитет. Рано или поздно любой руководитель (особенно молодой) сталкивается с проблемой авторитета и попадает в тупик. Вы можете естественно встретить какие-то другие понятия неформальной власти, но важно понимать, что это об одном и том же, то есть для того, чтобы осуществлять лидерство – непосредственное взаимодействие с людьми – нужен фундамент из личной неформальной власти.

При этом следует избегать ложных форм лидерства:

  • Подавление — «я начальник, ты — дурак»
  • Расстояние — я от вас далеко, а к руководству близко, ты сделай нормально —  я буду к тебе по-другому относиться
  • Педантизм — чрезмерное влияние  к мелким деталям, которые не влияют на общую картину
  • Подкуп и шантаж
  • Резонерство — рассуждения нравоучительного характера. Бесплодное многословие, рассуждение о чем-либо с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

Теперь предлагаю поразмышлять:

  • Давайте вспомним, представьте ситуации, в которой требуется проявление лидерства?
  • Ответьте, как должен, на Ваш взгляд, вести себя лидер в этой ситуации, чтобы мы могли сказать, что он лидер?
  • Какие качества ему нужны для того, чтобы действовать как лидер?

На наш взгляд, кто такой лидер?  Лидер – это тот, кто привлекает внимание, тот кто, что-то делает, и тем самым заслуживает уважение, но настоящая приверженность лидеру проявляется через его качества. Соответственно, если мы говорим о развитии лидерства, то дело по большому счету идет о развитии личных качеств. Лидер должен уметь (и это его отличает от других):

  • Первым и качественно определять, что делать
  • Первым и качественно определять, как делать
  • Организовать исполнение

Подумайте, с точки зрения управления людьми, какие главные качества (способности) нужно развивать лидеру для того, чтобы управлять организацией исполнения своих идей? При этом важно понимать, что лидерство — это про людей. Мы считаем, что все сводится к развитию следующих качеств (способностей):

  • Способность к мотивации людей – по отношению к отдельным личностям и в целом как коллективу
  • Способность развивать людей
  • Способность убедительно и аргументированно доносить до людей задачи, свои мысли
  • Способность вдохновлять людей
  • Способность общаться как лидер (умение слушать и слышать, умение убедительно и аргументировано доносить свои мысли, решения и т.п.)

Ну и самое главное. В лидерстве есть аксиома – «Люди не верят тому, что Вы говорите, люди верят тому, что вы делаете». Для лидера крайне важно быть последовательным в своих словах и действиях. Для того, что добиться авторитета, доверия, стать лидером для своих подчиненных – необходимо время, потому что все это нарабатывается через опыт взаимодействия, и на это может уйти много времени и все это можно потерять в одночасье и утратить лидерские позиции и доверие, если Вы забываете про эту аксиому.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Необходимые поля отмечены *