«Развитие навыков системного мышления»
Длительность программы: 2 дня (16 академических часов)
Целевая аудитория: Руководители различных структурных подразделений, старшие и ведущие специалисты, сотрудники кадрового резерва
Цели программы:
Получение знаний и инструментов в области развития и применения навыков системного мышления с целью улучшения качества планирования, анализа текущей ситуации, формулирования проблем и задач, выработки и выбора лучших вариантов решений.
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Значение развития и применения навыков системного мышления:
- Факторы, влияющие на эффективность и достижение результата
- Личный вклад как фактор, определяющий эффективность работы
- Подходы к процессу анализа, планирования и принятия решений в организации
- Важность развития логического системного мышления
Инструменты системного мышления:
- Мышление как деятельность
- Мышление – как осознанный, управляемый процесс
- Взаимосвязи окружающих предметов, событий и явлений
- Навыки системного мышления – присвоение понятий и осуществление умозаключений
Присвоение понятий:
- Присвоение понятий как основа оценки ситуации
- Формулирование понятий – как основа взаимодействия в команде
- Технология «Круги Эйлера» и ее применение для максимально четкого определения понятий
- Необходимость сопоставления понятий для проведения анализа данных
Осуществление умозаключений:
- Виды умозаключений (дедуктивный и индуктивный способ умозаключений)
- Умозаключения как основа для коммуникации в организации
- Дедуктивный и индуктивный способ умозаключений
- Технология «ТАП» (Тезис-Аргумент-Пример) как способ логической аргументации
- Работа с тезисами и аргументами
- Применение технологии «ТАП» в различных рабочих ситуациях
Анализ массивов данных и формирование отчетов:
- Применение логики при анализе массивов данных
- Применение логики при формулировании выводов и составлении отчетов
Понятие системы и виды взаимосвязей:
- Понятие системы и ее элементы
- Характеристики систем
- Виды связей (прямые и обратные)
- Понятие системного мышления
- Цели применения системного мышления
Применение системного мышления в стандартных и нестандартных ситуациях:
- Применение системного мышления в принятии решений в стандартных ситуациях
- Применение системного мышления в принятии решений в нестандартных ситуациях
- Основные логические ошибки при прогнозировании событий
Процесс анализа, планирования и принятия решений:
- Процесс анализа, планирования и принятия решений
- Формулирование и анализ проблемы
- Методика формулирования реальной проблемы
- Метод «5 Почему» как метод выявления корневой причины проблемы
- Метод «Формулирование системного противоречии и ИКР (идеальный конечный результат)
Разработка вариантов решений и выбор оптимального варианта:
- Мозговой штурм как основной метод генерирования решений
- Правила мозгового штурма
- Оценка вариантов решений и выбор оптимального решения
- Балльно-весовая методика
Процесс управления рисками:
- Этапы процесса управления рисками
- Оценка рисков
- Матрица рисков
Тренинг проходит в интерактивном режиме, с активным вовлечением в процесс обучения всех участников тренинга. Соотношение теоретической и практической части – примерно 20% на 80%.
В процессе обучения используются:
- теоретические блоки
- ролевые игры
- деловые игры
- кейсы
- тесты
- групповая и индивидуальная работа
- интерактивная выработка решения