«STORYTELLING» как инструмент повышения неформального авторитета руководителя

Успешные руководители активно используют в своей работе инструмент под названием «Storytelling», который на самом деле можно применять в различных направлениях и для различных целей – наставничество, публичные выступления и т.п. Но мы с Вами, в этой статье, разберем его как инструмент, который на практике позволяет руководителю повысить свой неформальный авторитет среди своих коллег и подчиненных.

Что такое «Storytelling»? Есть общепринятое определение, что это способ передачи информации и нахождения смыслов через рассказывание историй. Это подробные рассказы о прошлых действиях из опыта руководителя, взаимодействии с коллегами и подчиненными или о каких-то событиях, которые обычно передаются в организации неофициально.

Под историей понимается любое сюжетно связанное повествование, которое является выражением определенного принципа, ценности или определенного отношения к выполнению работы. История – это когда:

  • Есть герой
  • Есть сюжет
  • Есть развязка
  • Есть мораль.

Это может быть:

  • История о несоблюдении правил
  • Истории ошибок и то, к чему это привело
  • Истории правильных действий, и то к чему это привело
  • Истории, про то, как преодолевать препятствия
  • Истории про то, как относиться к работе и т.д.

Чем полезны и очень практичны эти истории? Истории создают среду, в которой люди становятся более восприимчивыми к различным рабочим ситуациям, изменениям и новым идеям. Почему происходит так? Да потому что, истории, основанные на реальных ситуациях:

  • более выразительны
  • более увлекательны
  • более интересны
  • легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или приказы (директивы)
  • лучше запоминаются
  • им придают больше значения

Зачем этот инструмент руководителю?

  • Хороший руководитель – это, прежде всего, мотиватор. А сторителлинг – мощнейший инструмент мотивации, управления, влияния на работников, воодушевления персонала
  • Истории обладают наибольшей наглядностью, и, как следствие, максимальной убедительностью и силой внушения
  • За счет наглядности историй, иллюстраций, притч, примеров, анекдотов в тему – повышается в разы и личная харизма руководителя и эффективность убеждающих речей

Именно поэтому иногда трехминутная история, влияет на нашу работу больше, чем трехчасовое совещание. Истории, как примеры из рабочей деятельности (и не только) позволяют работникам понять, что ожидает от них руководитель и какое поведение принято считать эталоном.

Пример истории:

Молодой финансовый директор предложил совету директоров инвестировать свободные средства компании для получения некоторого дополнительного дохода. Один из членов совета, опытный предприниматель, рассказал историю о другом финансовом директоре, который предложил инвестировать средства компании в высокодоходный инструмент. Тогда один из членов совета сказал ему: «Никто не вспомнит о лишних полутора процентах, которых вы заработаете. Но все будут помнить о десяти миллионах, которые вы потеряете».

Один из вариантов простейшей схемы истории: Не знал  — Узнал – Удивился – Изменил свое отношение (изменился)

Ситуации применения:

  • При выдаче обратной связи для изменения поведения
  • При инструктаже для создания нужной линии поведения
  • Мотивация работников
  • Адаптация работников
  • Разрешение конфликтов

Критерии успешной истории:

  • Индивидуальность – способность истории выделяться, иметь эмоциональный заряд (юмор, побуждение к действию, изящность предложенных решений)
  • Осмысленность — объяснительная сила, убедительность, соответствие наблюдаемым фактам в существенных частях
  • Реалистичность — искусственно созданные истории всегда будут менее эффективны, чем подлинные. Люди — не глупые, и могут различить реальные истории от нереальных историй. Или потом просто может всплыть, что это было придумано и тогда авторитет руководителя может пошатнуться.
  • Конкретность

Виды «Storytelling»:

  • Байка (storytelling):
  • Я – История – я работаю в компании уже 8 лет. За это время происходили вот такие события, пробовали так, пробовать вот так, результат был вот такой, сейчас предлагаю посмотреть, как можно решить этот вопрос в нашей ситуации…
  • Рассказ в рассказе  (рассказ от третьего лица) – недавно я был в Москве, и вот один человек говорит…
  • Метафора, анекдот, басня

Иногда байка или анекдот могут помочь работникам в разрешении текущей проблемы больше, чем двухчасовое чтение инструкций, или двухчасовое совещание. Именно этот принцип положен в основу сторителлинга – рассказывания историй как неформального подхода к работе.

  • Актуализация через ситуацию на рынке– на рынке сейчас сложилась вот такая ситуация, отсюда возникает вот такая тема и такие подходы, и это относится к нам, именно поэтому мы здесь сегодня собрались
  • Ситуация внутри компании – коллеги, как вы знаете,  у  нас сейчас происходят реструктуризация, в связи с этим возникает вот такой вопрос, именно поэтому вас всех здесь собрал

Поэтому рекомендуем Вам вспомнить или спросить у Ваших коллег или руководителей историю, которую можно применить в рабочей деятельности:

  • История о несоблюдении правил
  • История ошибок и то, к чему это привело
  • История правильных действий, и то к чему это привело
  • История, про то, как преодолевать препятствия
  • История про то, как относиться к работе и т.д.

Поверьте, такие истории рождаются легко и польза от них может значительной, и всегда есть люди, которые готовы поделиться своим опытом. На наших тренингах мы часто проделываем это упражнение и рождаются прекрасные, актуальные и практичные истории.  

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Необходимые поля отмечены *